Микро-Сканер µScanerNexia
Предлагаемый в статье макет микро-сканера был разработан для диагностики собственного автомобиля Daewoo Nexia c электронными блоком управления типа IEFI-6 (двигатель G15MF).
Одной из причин разработки данного устройства послужило отсутствие желания перемещать свой компьютер в гараж, особенно в зимнее время года. Вторая причина -
это боязнь нанести непоправимый ущерб автомобиль из-за отсутствия во время диагностики заземления, как автомобиля, так и компьютера.
Счастливые обладатели ноутбуков, имеющие полноценный порт RS232, данных трудностей испытывать не должны.
Микро-сканер отображает параметры в объеме доступной программы GM-монитор, предназначенной для диагностики данного ряда автомобилей. Предполагается, что микро-сканер поддерживает весь ряд автомобилей, где используется аналогичный протокол обмена с блоком управления. Насколько известно аналогичные блоки управления и протоколы используются также на автомобилях Daewoo Espero. В настоящий момент результатов тестирования на других автомобилях еще нет.
Данная статья первую очередь предназначена для специалистов, занимающихся диагностикой автомобилей.
Желающие повторить микро-сканер должны отдавать себе отчет, что автор не располагает в полном объеме информацией о протоколе обменена, взаимодействию различных устройств автомобиля. Помимо электронного блока управления на информационной шине могут присутствовать, например: имобилайзер, АВС, АКПП, подушка безопасности...
Отсутствие сервисной документации и неквалифицированные действия могут причинить ущерб как автомобилю, так здоровью. Еще в большей степени данные требования относится к использованию микро-сканера (как и других программ) во время движения. Например, это одна из причин подключения широко используемых бортовых компьютеров непосредственно к датчикам.
Немногочисленная информация, которую удалось разыскать по
протоколу ALDL и сопряжению с электронными блоками
управления (ECU).
Интерфейс ALDL
Краткий перечень электрических параметров интерфейса ALDL8192 удалось разыскать здесь (файл \ALDLstreams\!_Protocol.txt)
Некоторые варианты
адаптеров для сопряжения с компьютером:
GM 8192/160 Baud ALDL Interface
Протоколы ALDL автомобилей GM
ВАЗ-GM Протокол обмена ALDL
Протокол Daewoo в какой-то мере совпадает с ВАЗ, проблема заключается в том, переменные находятся в других местах таблицы.
Схема микро-сканера
За основу данной разработки взят проект Александр Алехин. «Индикатор М1.5.4» ,
где автор показал возможность реализации диагностического прибора на микропроцессорах с ограниченными вычислительными возможностями.
Отличия данной схемы заключается в использовании 2-х строчного индикатора на 32 символа компании МЭЛТ MT-16S2D-2YLG (не путать с МТ-16S2-2D –другое расположение выводов) и интерфейсе обмена с автомобилем – ALDL .
Для тех, кто уже собирал индикатор М1.5.4 в схему необходимо внести следующие изменения:
1. Заменить кварцевый резонатор на 24мГц.
2. Исключить резистор R14, транзистор VT2.
3. Резисторы R8,R9 соединить с общим проводом (постоянная подсветка). Один из них исключить - яркости хватит.
4. К контактам 32, 33, 34 AT89S8252 и +5В подключить резисторы 10кОм.
5. Если будут наблюдаться сбои во время обмена с ECU, необходимо включить резистор 10 кОм между базой и эмиттером транзистора VT3, или установить последовательно с базой транзистора диод. Это поднимет пороговый уровень по приему.
Схема uScanerNexia:
uScanerNexiaV1.0.jpg.
Программа: uScanerNexiaV1.0.hex
Описание: uScanerNexiaV1.0.doc
Сопряжение с интерфейсом ALDL выполнено на сдвоенном компараторе LM393N.
Кнопки SW3,SW4 в версии V1.0 не используются.
Перемычка K1
предназначена для переключения вывода Reset в режиме внутрисхемного
программирования.
Предохранители F1, F2, диод VD2 предназначены для защиты при
неправильном подключении.
В качестве источника питания желательно по возможности использовать внешний трансформаторный блок питания. Это повысит помехоустойчивость, и снизить вероятность ошибочного подключения. Если нет такой возможности – то подключаться через прикуриватель.
В дальнейшем предполагается дополнить схему импульсным источником питания с гальванической развязкой. Можно было бы рекомендовать готовые DC/DC 12/5V преобразователи, но их цена немногим меньше 1000р.
Представленный на фотографиях макет имеет не принципиальные отличия. Так, например источник питания выполнен по типовой схеме на MC34063..
Ориентировочные цены на некоторые
комплектующие
MT-16S2D-2YLG - 300р
AT89S8252-24P - 130р
LM393N - 10р
Отладка
Проверку микро-сканера мохно выполнить не подключая его к автомобилю, а с помощью примитивного Имитатора ECU , работающего под DOS.
Для этого необходимо:
1. Временно запаять в схеме резистор 10кОм между +5В и шиной '' М''.
2.
Соединить компьютер и микро-сканер с помощью адаптера ALDL.
Для отладки в качестве адаптера можно попробовать использовать адаптер для программирования сотовых телефонов MBUS.
Вы будете наблюдать на экране микро-сканера максимальные значения переменных.
Остается убрать из схемы микро-сканера запаянный резистор.
Подключение микро-сканера
к электронному блоку управления (ECU).
Микро-сканер подключается к следующим контактам диагностической колодки.
A – общий провод
M- информационная шина.
Пример считанных
данных из ECU.
Обмен с блоком управления происходит только при включенном зажигании.
Параметры |
Заж.вкл. Двигат. Заглуш. |
Заведенный двигатель |
|||
Обороты двигателя |
Об/мин |
0 |
1225 |
800 |
800 |
Угол опережения зажигания +10 град |
град |
12 |
16 |
7-13 |
8-13 |
Открытие дроссельной заслонки |
% |
0 |
0 |
0 |
1 |
Напряжение датчика разряжения |
В |
4,29 |
1.76 |
1.49 |
1.54 |
Темп. воздуха в впускном коллекторе (возд. фильтре) |
град-С |
8 |
9 |
22 |
26 |
Длительность импульса впрыска |
мс |
39,4 |
6.1 |
3.8 |
3.9 |
Соотн. воздух/топливо |
|
5,0 |
13.7 |
14.6 |
14.6 |
Напряжение датчика положения дроссельной заслонки |
В |
0,56 |
0.56 |
0.56 |
0.58 |
Температура охлаждающей жидкости |
град-С |
11 |
15 |
78 |
89 |
Напряжение L-зонд/CO потенциометр |
мВ |
506 |
510 |
510 |
523 |
Скорость автомобиля |
км |
0 |
0 |
0 |
0 |
Напряжение бортовой сети |
В |
12,1 |
13.9 |
13.5 |
13.8 |
Block learn |
|
128 |
128 |
128 |
128 |
Block learn cell |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
Fuel integrator |
|
0 |
128 |
128 |
128 |
Проложение регулятора холостого хода |
шаг |
99 |
64 |
26 |
27 |
Желаемые обороты холостого хода |
Об/мин |
1212 |
1150 |
800 |
800 |
Полученные обороты холостого хода |
Об/мин |
0 |
1150 |
800 |
800 |
Напряжение датчика атмосферного давления |
В |
4.7 |
4.7 |
4.7 |
4.7 |
PROM ID |
|
9689 |
9689 |
9689 |
9689 |
Errors |
|
0000 |
0000 |
0000 |
0000 |
Время с начала запуска |
|
00:00:00 |
|
00:18:45 |
00:23:12 |
Прошу, всех повторивших микро-сканер сообщить автору свои замечания, замеченные ошибки, и полученных результатах.
Автор проекта: Сергей
Ершов