Микро-Сканер µScanerNexia

 

Предлагаемый в статье макет микро-сканера был разработан  для диагностики собственного автомобиля Daewoo Nexia c электронными блоком управления типа IEFI-6 (двигатель G15MF). 

 

Одной из причин разработки данного устройства послужило отсутствие желания перемещать свой компьютер в гараж, особенно в зимнее время года. Вторая причина -

это  боязнь нанести непоправимый ущерб автомобиль из-за отсутствия во время диагностики заземления, как автомобиля, так и компьютера.

Счастливые обладатели ноутбуков, имеющие полноценный порт RS232,  данных трудностей испытывать не должны.

 

Микро-сканер отображает параметры в объеме доступной программы  GM-монитор, предназначенной для диагностики данного ряда автомобилей. Предполагается,  что микро-сканер поддерживает весь ряд автомобилей, где используется аналогичный протокол обмена с блоком управления. Насколько известно аналогичные блоки управления и протоколы используются  также на автомобилях Daewoo Espero. В настоящий момент результатов тестирования на других автомобилях еще нет.

 

Данная статья первую очередь предназначена для специалистов, занимающихся диагностикой автомобилей.

Желающие повторить микро-сканер должны отдавать себе отчет, что автор не располагает в полном объеме информацией о протоколе обменена,  взаимодействию различных устройств автомобиля. Помимо электронного блока управления на информационной шине могут присутствовать, например: имобилайзер, АВС, АКПП, подушка безопасности...

Отсутствие сервисной документации и неквалифицированные действия могут причинить ущерб как автомобилю, так здоровью. Еще в большей степени данные требования относится к использованию микро-сканера (как и других программ) во время движения.  Например, это одна из причин подключения  широко используемых бортовых компьютеров непосредственно к датчикам.

 

Немногочисленная  информация, которую удалось разыскать по протоколу ALDL и сопряжению с электронными блоками управления  (ECU).

 

Интерфейс ALDL

ALDLSTREAMS.ZIP

Краткий перечень электрических параметров интерфейса ALDL8192 удалось разыскать здесь  (файл \ALDLstreams\!_Protocol.txt)

Некоторые варианты адаптеров для сопряжения с компьютером:

AKM232,

GM 8192/160 Baud ALDL Interface

 

Протоколы ALDL  автомобилей GM

ALDL monitor program

TTS Datamaster

DataMaster manual

ВАЗ-GM Протокол обмена ALDL

 

Протокол Daewoo в какой-то мере совпадает с ВАЗ, проблема заключается в том, переменные находятся в других местах таблицы.

 

 

 

 

Схема микро-сканера

 

За основу данной разработки взят проект  Александр Алехин. «Индикатор М1.5.4» ,

где  автор показал возможность реализации диагностического прибора на  микропроцессорах с ограниченными вычислительными возможностями.

 

Отличия данной схемы заключается в использовании 2-х строчного индикатора на 32 символа компании МЭЛТ  MT-16S2D-2YLG (не путать с МТ-16S2-2D –другое расположение выводов) и интерфейсе обмена с автомобилем – ALDL .

 

Для тех, кто уже собирал индикатор М1.5.4 в схему необходимо  внести следующие изменения:

1.                  Заменить кварцевый резонатор на 24мГц.

2.                  Исключить резистор R14, транзистор VT2.

3.                  Резисторы R8,R9 соединить с общим проводом (постоянная подсветка). Один из них исключить - яркости хватит.

4.                  К контактам 32, 33, 34 AT89S8252  и  +5В подключить резисторы 10кОм.

5.                  Если будут наблюдаться сбои во время обмена с ECU, необходимо  включить   резистор 10 кОм  между базой и эмиттером транзистора VT3, или установить последовательно с базой транзистора диод. Это поднимет пороговый уровень по приему.

 

Схема uScanerNexia:                     uScanerNexiaV1.0.jpg.

Программа:                            uScanerNexiaV1.0.hex

Описание:                             uScanerNexiaV1.0.doc

 

Сопряжение с интерфейсом ALDL выполнено на сдвоенном компараторе LM393N. 

Кнопки SW3,SW4 в версии V1.0 не используются. Перемычка K1 предназначена для переключения  вывода Reset в режиме внутрисхемного программирования.

Предохранители F1, F2, диод VD2 предназначены для защиты при неправильном подключении.

 

В качестве источника питания желательно по возможности использовать внешний  трансформаторный блок питания. Это повысит помехоустойчивость, и снизить вероятность  ошибочного подключения. Если нет такой возможности – то подключаться через прикуриватель.

 

В дальнейшем предполагается дополнить схему импульсным источником питания с гальванической развязкой. Можно было бы рекомендовать готовые DC/DC 12/5V преобразователи, но их цена немногим меньше 1000р.

 

Представленный на фотографиях макет  имеет не принципиальные отличия. Так, например источник питания выполнен по типовой схеме на  MC34063..

 

 

Ориентировочные цены на некоторые комплектующие

 

MT-16S2D-2YLG      - 300р

AT89S8252-24P        - 130р

LM393N                     - 10р

 

 

 

Отладка

 

Проверку микро-сканера мохно выполнить не подключая его к автомобилю, а с помощью примитивного Имитатора ECU ,  работающего под DOS.

Для этого необходимо:

1.                    Временно запаять в схеме резистор 10кОм между +5В и шиной '' М''.

2.                    Соединить компьютер и микро-сканер  с помощью адаптера ALDL.

 

Для отладки в качестве адаптера можно попробовать использовать адаптер для программирования сотовых телефонов MBUS. 

Вы будете наблюдать на экране микро-сканера максимальные значения переменных.

Остается убрать из схемы микро-сканера запаянный резистор.

 

Подключение микро-сканера к электронному блоку управления (ECU).

 


Микро-сканер подключается к следующим контактам диагностической колодки.

 

A – общий провод

M- информационная шина.

 

 

 

Пример считанных данных из ECU.

 

Обмен с блоком управления происходит только при включенном зажигании.

 

Параметры

Заж.вкл. Двигат. Заглуш.

 

Заведенный двигатель

Обороты двигателя

Об/мин

0

1225

800

800

Угол опережения зажигания +10 град

град

12

16

7-13

8-13

Открытие дроссельной заслонки

%

0

0

0

1

Напряжение датчика разряжения

В

4,29

1.76

1.49

1.54

Темп. воздуха в впускном коллекторе (возд. фильтре)

град-С

8

9

22

26

Длительность импульса впрыска

мс

39,4

6.1

3.8

3.9

Соотн. воздух/топливо

 

5,0

13.7

14.6

14.6

Напряжение датчика положения дроссельной  заслонки

В

0,56

0.56

0.56

0.58

Температура охлаждающей жидкости

град-С

11

15

78

89

Напряжение L-зонд/CO потенциометр

мВ

506

510

510

523

Скорость автомобиля

км

0

0

0

0

Напряжение бортовой сети

В

12,1

13.9

13.5

13.8

Block learn

 

128

128

128

128

Block learn cell

 

0

0

0

0

Fuel integrator

 

0

128

128

128

Проложение регулятора холостого хода

шаг

99

64

26

27

Желаемые обороты холостого хода

Об/мин

1212

1150

800

800

Полученные обороты холостого хода

Об/мин

0

1150

800

800

Напряжение датчика атмосферного давления

В

4.7

4.7

4.7

4.7

PROM ID

 

9689

9689

9689

9689

Errors

 

0000

0000

0000

0000

Время с начала запуска

 

00:00:00

00:00:15

00:18:45

00:23:12

 

 

 

 

Прошу, всех повторивших микро-сканер сообщить автору свои замечания, замеченные ошибки, и полученных результатах.

 

Автор проекта: Сергей Ершов

ershov@046.ru

 

Hosted by uCoz